Час у картин Чюрлениса

/ Просмотров: 2874
29 октября в Мраморном зале Мраморного дворца состоится необыкновенная выставка - в течение небольшого времени будут показаны картины "Прелюд" ("Восхождение солнца") и "Ноев ковчег" из собрания Государственного Русского музея. Одну из последних работ художника "Pех" покажет и расскажет о ней исследователь творческого наследия Чюрлениса профессор Антанас Андрияускас. Музыкальные произведения Чюрлениса исполнят на фортепиано его правнук Рокас Зубовас и его супруга Соната Зубовене. 
Микалоюс Константинас Чюрленис (1875-1911) - гордость литовского искусства. Но по рождению художник был российским подданным и потому его творчество тесно связано с российской культурой. Он окончил Варшавский музыкальный институт, в 1901 1902 гг. был студентом лейпцигской консерватории. Учился в Варшавской школе искусств. 
Творческая биография Чюрлениса коротка. Только в 27 лет он начал брать первые уроки рисования, а в 32 года выставил первые работы. И при этом жизнь его оборвалась в 35 лет. С Петербургом Чюрлениса связывает в первую очередь контакт с объединением "Мир искусства", оказавшем определенное влияние на молодого художника, члены которого смогли по достоинству оценить талант Чюрлениса. "Он был не новатор, но новый" - говорил о нем Н.К. Рерих. Акварель "Прелюд" создана в последний, петербургский, период творчества автора. Чюрленис был окружен в российской столице заботой и опекой членов художественного объединения "Мир искусства", особенно М.В. Добужинского, высоко ценившего дарование художника. Но Петербург оказывал тягостное влияние на состояние здоровья Чюрлениса - участились приступы душевной болезни. Периоды нездоровья сменялись взлетами художественной фантазии и творческой активностью. В это время он создавал основную часть своих "музыкальных" живописных работ - циклы "Сонат", "Фуг" и "Прелюдов".
 
Всю жизнь Чюрленис провел в бедности, жил впроголодь, а потому использовал в своем творчестве такие нестойкие материалы: темперу, акварель. Из-за этого его работы оказались уязвимы перед временем. Так и этюд "Прелюд", хранящийся в Государственном Русском музее, из-за плохого качества картона начал выцветать. 
Акварель Чюрлёниса "Прелюд" ("Восхождение солнца". 1908-1909. Бумага, акварель, графитный карандаш, белила. 63,3х73) принадлежит к числу наиболее известных произведений художника. Она поступила в ГРМ в 1920 году из коллекции А.А. Коровина. 
В 2002 году, когда отмечалось 90-летие проведения первой посмертной выставки Чюрлениса в Петербурге, в городе прошли дни Чюрлениса, была открыта мемориальная доска на пр. Римского-Корсакова 65, на доме, где жил художник. 
Тогда-то и была высказана мысль о том, чтобы провести реставрацию "Прелюда" силами реставрационных мастерских Дома Чюрлениса в Вильнюсе. По инициативе и при поддержке Генерального консульства Литовской Республики в Санкт-Петербурге между Русским музеем и Домом Чюрлениса был подписан договор. Картина, при участии сотрудницы Русского музея Н.Б. Матвеевой, была успешно отреставрирована в Реставрационном центре музейных ценностей им. П. Гудиминаса. 22 сентября в день рождения художника картина была показана литовской общественности в доме Чюрлениса в г. Вильнюсе. 
"Час у картин Чюрлениса" проходит в рамках международной программы "Встречи: Санкт-Петербург-Вильнюс", посвященной 300-летию образования Петербурга. Состоится презентация книги "М.К.Чюрлёнис. Время признания"